"Ақмола облысы білім басқармасының Ерейментау ауданы бойынша білім бөлімі Сілеті ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа села Селетинское отдела образования по Ерейментаускому району управления образования Акмолинской области"

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Урок русского языка в 4 классе

30.11.2017

Русский язык в 4 «А»  классе.

Тема. Имя прилагательное. Вводный урок.

Цели.

- Актуализировать знания об имени прилагательном.

- Научить:

- определять грамматические признаки имени прилагательного (род, число);

- согласовывать существительные с прилагательными, правильно писать окончания имён прилагательных.

- Воспитывать любовное и бережное отношение к окружающему миру.

Ход урока.

I. Приветствие и знакомство.

   Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.     Я буду произносить слова настроя, а вы повторяйте за мной.

II. Вызов.

1. Психологический настрой.

Доброе утро, добрый день!

Просим вас отбросить лень!                                                                                              

На уроках отвечать,                                                                                                     

И пятёрки получать!

2. Актуализация знаний учащихся.

-  С чего начинаем каждый урок русского языка? (С записи числа, классной работы, минутки чистописания.)

- Давайте откроем тетради, запишем число, классная работа.

 Минутка чистописания

С какой буквы начинается слово ноябрь? Сегодня мы потренируемся в написании букв Н заглавной и н строчной.

 Словарная работа.

А что вы можете сказать об этом месяце? Запишите предложение Ноябрь – последний месяц осени.

Объясните, почему буквы в словах этого предложения выделены.

Какой это по счёту месяц в году?

Название месяца происходит от латинского слова  November — девятый.

3. Деление на группы по названиям месяцев.

          Ноябрь приближается к концу. Скоро наступит настоящая зима. А я предлагаю не ждать её, а прямо сейчас отправиться на зимнюю прогулку.  Для этого вы поделитесь на группы так, как сидите. Каждая группа получает название зимнего месяца: «Декабрь» , «Январь», « Февраль». И ещё одна группа  - «Нобрь». Ведь говорят, что ноябрь – родной брат зимы.

Слайд 1. Посмотрите на слайд. Что вы видите?

(ответы детей: река, мост, деревья, небо, снежинки, облака)

Как  всё это можно назвать одним словом? (предметы)

Какая часть речи обозначает предмет? (Имя существительное).

Я предлагаю вам сыграть в игру «Да - нет». Я буду высказывать утверждение, связанное с именем существительным. Если вы согласны с ним, хлопните в ладоши. Если не согласны, хлопать не нужно. Только играть мы будем с закрытыми глазами.

1. Имя существительное склоняется по падежам.

2. В русском языке 7 падежей.

3. Имена существительные изменяются по числам.

4. Все существительные в русском языке склоняются по падежам.

5. К третьему склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием.

Стратегия «Мозговой штурм».

          Представьте, что вы вернулись домой и должны рассказать маме о том, что вы видели так, чтобы она это тоже себе представила. Обсудите это в группе, и  выберите спикера, который даст ответ. (Ответы учащихся).

          Какая часть речи помогла   вам описать предметы? Имя прилагательное.

          Что вам известно о прилагательном? (Ответы учащихся: обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой, какая, какие).

Сообщение темы урока и целей урока.

          Итак, ребята,  тема сегодняшнего урока – имя прилагательное, а  цель урока – определить, какие свойства имеет прилагательное и  какова его роль в нашей  речи.

II.      Осмысление.

Стратегия  «Выбор».

Работа со слайдом

Перед вами – картина с зимним пейзажем. Группа   «Декабрь» записывает  в тетрадь 3  существительных мужского рода, связанных с картиной, «Январь» – женского, «Декабрь» – среднего. Самое сложное задание у группы «Ноябрь».  Вам нужно записать  одно существительное мужского рода в форме множественно о числа, одно существительное женского рода в форме  множественного числа, и одно существительное среднего рода в форме множественного числа. Будьте внимательны: на картине должен быть не один такой предмет, а несколько, хотя бы два.  Другие группы записывают существительные независимо от количества предметов.

        

Самопроверка.

Проверьте по таблице, правильно ли вы выполнили задание. Если вы записали существительное, которого нет в таблице,  проверим, правильно ли вы его выбрали.

Декабрь

Январь

Февраль

Ноябрь

Снег

домик

олень

поезд

вагон

мост

пейзаж

след

дым

куст

берег

Лиса

река

 ель

вода

тропинка

птица

труба

птица

вода

Дерево

небо

окно

солнце

отражение

 

Олени

следы

вагоны

окна

деревья

кусты

птицы

берега

 

 

А теперь к каждому  существительному  подберите и запишите  подходящее прилагательное,  выделить окончание.

Команда «Декабрь», какие у вас окончания? 

Какой вывод можно сделать?

Команда «Январь», какие у вас окончания? Какой вывод делаете вы?

Команда «Декабрь», а какие у вас окончания? Что вы можете сказать?

Делаем вывод: имя прилагательное зависит от имени существительного и по этому изменяется по родам.

                    Окончания имён прилагательных

мужской род

женский род

средний род

какой?

какая?

какие?

-ой

-ый

- ий

-ая

-яя

-ое

-ее

 

А какие окончания получились у команды «Ноябрь»?  Почему прилагательные относятся к существительным разного рода, но имеют одинаковые окончания?

мужской род

женский род

средний род

множественное

число

какой?

какая?

какое?

какие?

-ой

-ый

- ий

-ая

-яя

-ое

-ее

-ые

-ие

 

 

Какой вывод можно сделать? Прилагательные в форме множественного числа по родам не изменяются!

4. Физминутка «Весёлая ёлочка».

5. Работа с учебником.

№258.  Прочитать задание.                                                                                                      

Вот зима пришла серебристая,                                                                                

Белым снегом замела поле чистое.                                                                                    

Днём с детьми на коньках всё катается,                                                                      

Ночью  в снежных огоньках рассыпается,                                                                               

В окнах пишет узор льдом-иголочкой                                                                                     

И стучится к нам во двор свежей ёлочкой

●Ответить на вопрос: какие слова помогли поэту передать краски зимы?                     

●К какой части речи относятся данные слова?                                                  

●Выписать словосочетания «существительное +прилагательное» . По группам: «Декабрь»  - мужского рода, «Январь» – женского, «Декабрь» – среднего,  «Ноябрь» в форме множественного числа.

 Самопроверка.

●Объяснить, почему прилагательные имеют другие, нежели чем в таблице окончания?  (ответ учащихся: прилагательные изменяются по падежам)

А от чего зависит падеж прилагательного? (ответ учащихся – от имени существительного).

●Выписать из текста предложение

Вот зима пришла серебристая,

Белым снегом замела поле чистое.

Разобрать по членам.(Задание выполняется у доски и в тетрадях)

Каким членом предложения являются имена прилагательные?

Чаще всего прилагательные  в предложениях являются определениями.

 

6. Упражнение,  направленное на развитие умения подбирать синонимы и антонимы.  

Вопрос учителя.

Ребята, а какой день больше подходит для прогулки – пасмурный или солнечный?

Что вы можете сказать о словах пасмурный и солнечный?  ( это слова-антонимы). Что такое антонимы?

Я не хочу гулять в пасмурный день. Лучше я погуляю в сумрачный день. Есть ли разница между такими днями? А как мы назовём слова пасмурный и мрачны? Что такое синонимы?

 

Прочитать текст.

Первый снег

          Снег сыплется крупными хлопьями, ложится на землю, на крыши домов, одевает в пушистые рукавицы ветви деревьев и кустов.  Наутро всё бело кругом. Хорошо  в такой тихий денёк в лесу. Только попискивают шустрые синицы.

 Выписать выделенные слова  в первую колонку. Подобрать к ним синонимы и антонимы.

слово

синоним

антоним

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка

слово

синоним

антоним

крупными

большими,

огромными

маленькими,

мелкими,

крохотными

пушистые

мохнатые

гладкие

шустрые

подвижные,

 проворные,

бойкие

 

медлительные

неторопливые

 

 

7. Стратегия «Составь загадку».

 Упражнение, направленное на установление роли прилагательных.

Вопрос учителя.

Сможем ли мы в нашей речи обойтись без прилагательных?

 Может, достаточно просто называть предметы и не указывать их признаки?

Сейчас мы проведём небольшой эксперимент.

На дороге, на снегу,  какие-то звери оставили свои следы.

Попробуем узнать, что это за звери.

Каждая группа из абсолютно одинаковых текстов составит  загадку – описание  разных животных.   Подберите подходящие  для этого прилагательные, согласуя их с существительными.

Мордочка у этого зверька… .    Окраска у него …. . Уши ….. , хвост …. .Глаза у него ….

Слова для справок: остренький, округлый,  рыжий, серый, желтовато-серый, полосатый,  длинный, треугольный,  кругленький,  пушистый, гладкий, короткий,  зелёный, хитрый, маленький, кругленький, косой

Представители каждой группы читают тексты, другие дети должны по описанию определить объект.

1. Мордочка у этого зверя остренькая. Окраска  у него рыжая.  Уши треугольные , хвост  длинный, пушистый. Глаза у него  зелёные и хитрые.

2. Мордочка у этого зверя остренькая. Окраска у него  серая. Уши кругленькие, хвост  длинный, гладкий. Глаза у него  маленькие, кругленькие .

3.  Мордочка у этого зверя округлая. Окраска у него  серая. Уши длинные, хвост  короткий.Глаза у него  косые.

4.  Мордочка у этого зверя округлая . Окраска у него  полосатая.  Уши треугольные, хвост  длинный. Глаза у него   круглые,  зелёные .

 

Смогли бы мы точно описать животных, не используя прилагательные?

Какой вывод можно сделать? (ответы детей)

–    Имя прилагательное – вечный спутник имени существительного. Человеческий мозг стремится не только назвать предмет, но и оценить его: какой он?      

 Имена прилагательные есть в каждом языке мира. Как называются имена прилагательные в казахском языке? (сын есім)

А в английском языке? (the  adjetive)

8. Резервное задание.

Как образуются имена прилагательные?

Образуйте от данных существительных прилагательные. Разберите их по составу.

зима –

 

мороз-

 

снег-

 

лёд-

 

холод-

 

декабрь-

 

 

III. Рефлексия.

-Что вы узнали об имени прилагательном?

-Для чего  существует имя прилагательное?

Учащиеся отвечают на вопросы теста «Имя прилагательное». Затем меняются с соседом и выполняют взаимопроверку  по ключу.

Ключ к тесту: 1б, 1в, 3б, 4б, 5в.

 

1. Имя прилагательное обозначает:

a. действие

б. признак

в. предмет

2. Имя прилагательное – это

a. Часть предложения

б. Часть слова

в. Часть речи

3. Имя прилагательное отвечает на вопросы

a. Кто? Что?

б. Какой? Какая? Какое? Какие

в. Что делал? Что сделал

4. Род имени прилагательного определяется по

a. Глаголу

б. Существительному

в. Предлогу

5. Какие окончания имеют имена прилагательные во мн.ч.

a. –ая, -яя

б. –ое, -ее

в. -ые,-ие

 

Лестница успеха. Кто всё понял – поднимите руки вверх. Кому что-то непонятно – разведите руки в стороны. А кто вообще ничего не понял – стойте, опустив руки.

IV. Домашнее задание. Дифференцированное.

Прочитай.

                                       Оляпка.

          Оляпка, или водян… воробей, - это маленьк… сероват…. птичка. Вот она прыгнула в воду и бежит, цепляясь за каменист… дно.  Птичка выскочила  на берег. В клювике у неё добыча -  водян… насекомое.  Оляпка не боится холода.  Её защищает   плотн…  оперение. Оно густо смазано жиром. Спиши, вставляя пропущенные окончания прилагательных.

Высокий уровень –  «Для уверенных в себе». Определить род и падеж прилагательных. Выделенные предложения разобрать по членам.

Средний уровень – « Для осторожных».  Определить род прилагательных

Просмотров: 397


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст